Финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, иная услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств потребителя (ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции"). Организации, которые оказывают финансовые услуги: - банки; - микрофинансовые организации в форме микрофинансовой компании или микрокредитной компании. Микрофинансовые компании вправе выдавать потребительские займы, сумма которых не превышает один миллион рублей, микрокредитные компании вправе выдавать займы до пятисот тысяч рублей; - страховые компании; - платежные агенты, страховые агенты; - кредитные потребительские кооперативы; - ломбарды и другие. Основные способы защиты прав потребителя при оказании финансовых услуг: 1. Претензионный порядок. Обращение в организацию, нарушившую права потребителя, с претензией. В претензии необходимо указать, какие именно допущены нарушения прав и заявить конкретное требование. Способы вручения претензии: - направление по почте с уведомлением о вручении и описью вложений; - вручение лично в организации с проставлением на втором экземпляре претензии отметки о ее вручении и штампа организации либо подписи свидетеля, присутствовавшего при вручении, в случае уклонения представителя организации от получения. 2. Судебный порядок. Потребитель имеет право обратиться с иском в суд в случае, если при оказании финансовых услуг допущены нарушения его прав (например, требовать возврат уплаченных за навязанные платные услуги денежных средств, отказ от договора страхования и другие) и организация отказывается в добровольном порядке их удовлетворить. В соответствии со ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ потребитель вправе требовать в суде привлечь к участию в деле органы государственной власти для дачи заключения по делу или самостоятельно обратиться в Роспотребнадзор с соответствующим заявлением. Роспотребнадзор (и его территориальные органы) имеют право вступать в дело для дачи заключения по спорам о ненадлежащем оказании потребителю финансовых услуг, а также обратиться в суд с иском в защиту прав конкретного потребителя, группы потребителей. 3. Привлечение к административной ответственности Потребитель вправе обратиться с жалобой в органы государственной власти, имеющие право проводить проверки в отношении организаций, оказывающих финансовые услуги, и привлекать их к административной ответственности. Основные требования к обращению граждан и порядку их рассмотрения установлены в Федеральном законе от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации". В жалобе должны быть указаны: - фамилия, имя, отчество заявителя; - адрес для направления ответа; - наименование организации, допустившей нарушение прав, ее местонахождение; - суть обращения и конкретные обстоятельства нарушения прав, и другое; - дата обращения. Жалоба должна быть подписана заявителем. Способы подачи жалобы: - подать в государственный орган лично, в том числе на приеме руководителя в установленные дни и часы приема; - направить по почте; - направить через «Интернет», по электронной почте с возможностью установить личность заявителя через специальные сервисы (например, «государственные услуги»).